Пренебрежительное отношение к обязанностям

Важней казаку верный конь

Чтоб степь под копытами пела.

Надежный клинок, да гармонь,

А бабы — последнее дело!
 
Слова этой казачьей песни как-то звучали в фильме «Когда казаки плачут» по рассказу Шолохова. Они вроде бы отражают отношение казаков к женскому полу. Так ли?
Рассматривая историю казачества и его культуру, мы видим довольно оригинальное отношение к женскому полу в казачьем народе.  С одной стороны присутствуют военно-общественные образования (а точнее православные рыцарские ордена) такие как Запорожская Сечь, Главное Войско Донское, где вступающие давали обет безбрачия, несколько пренебрежительное отношение казаков к семейной жизни, с другой весьма уважительное отношение казаков к женщинам.       Женщины в казачьем обществе имели весьма широкие права и в обиду себя не давали. Казачка умела все, что умел казак: скакать верхом, стрелять из лука или ружья, при случае и пику взять в руки и шашкой махать, землю пахать, охотиться, рыбу ловить.

i (29)

В отличие от своих соседей, как западных, так и восточных, казачки не были собственностью мужчины и для казаков женщина — лицо, имеющее бессмертную душу (в то время как  Западной Европе в Средние Века всерьез считали, что женщина не имела души (читай животное)). И кроме того у казаков всегда существовал развод. Столь уникальное отношение к женщинам обуславливается многими факторами.
Начнем сначала. С возникновения самого народа казаков. Вот как об этом говорит Древнее Азовское предание о крещении казаков:
«Задолго до явления
Христа, Спасителя нашего,
Поселились на островах
Таманских три брата:
Ахват, Венет и Деньдар-
Дети Всадника Небесного
и Воли Вольной.
И жили они рядом с
градом Таматархой,
Прозванным так, потому
что тама Тарха Тархович –
Предок словен, народился.
Греки же Таматарху в
Гермонассу переиначили,
Да Бог потом всё поправил
И имя исконное вернул.
Итак, жили три брата.
Говорили они на языке
старословенском,
А женились на дочерях
Азака Танаита
Сарматских кровей.
Заметьте, три прародителя казаков женились на сарматских царевнах.

Scythians

Именно от этого союза, по Преданию появился казачий народ. Это говорит о том, что с самого начала казаки были тесно связаны с сарматами, в том числе и родственными связями.  Естественно, что с древнейших времен казаки восприняли часть обычаев этого могучего народа. Обычаи сарматов по отношению к женщинам хорошо известны из трудов античных историков. Геродот считал их потомками амазонок и поэтому приписывал их обществу матриархальные отношения (и не без основания, там действительно сохранились пережитки матриархата). В самом деле, роль женщин в сарматском обществе была огромна. Они имели большие права и личную свободу чем, например, у греков,  римлян, или даже у скифов. Влияние женщин в сарматском обществе было столь велико, что для них было вполне нормальным такое явление как женщина-воин, что само по себе уникально, даже для времен более поздних, нежели античность. Например,еще в XIX веке имя Надежды Дуровой знаменитой кавалергард-девицы воспринималось всем миром как нечто не ординарное и не нормальное, хотя она была достойным воином и боевым офицером. Для сармат это было рядовым явлением, а значит, сарматки были не просто существом нужным, чтобы рожать детей и работать по хозяйству, но полноправными членами общества способными и могущими влиять на его жизнь, возможно имевшие голос на свете. Этот обычай сохранился у казаков во многом до сегодняшних дней с некоторыми коррективами, которые связаны с обычаями других народов связанных в той или иной степени с казаками и своими представлениями. У казаков изначально было патриархальное общество.
Огромное влияние на обычаи и мировоззрение казаков оказало их крещение в 34 г. от РХ Апостолом Андреем Первозданным, и принятие Христианского вероучения.

PamAndrey_s141

В том числе и на отношении в женщине. Хотя, судя по всему, верования и мировоззрение древних казаков мало отличалось от проповедей Св. Апостола, поэтому казаки приняли крещение и христианское мировоззрение без болезненно и с радостью, став одним из первых Христианских народов, более того, казачество стало Воинством Христовым,защитником Христианской Веры и распространителем ее на землях Северного Причерноморья. Отношение Христианства к женщине тоже довольно уникально для того мира. В Православном Христианстве,отношение к женщине, как к равному с мужчиной существу по призванию к спасению, то есть женщина и мужчина равны в духовном плане, но имеет другое призвание и путь в земной жизни. Сказано: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11,8-9). То есть в Священном писании ясно говориться о подчиненности женщины мужчине. И в физиологическом  плане это правильно.

Так устроена природа женщины, что ей надо кто-то, кто защищал бы ее, оберегал, заботился, выполнял тяжелую работу (добывал пищу, пас скот и т.д.), что важно для продолжения рода. По-другому получить и воспитать здоровое и жизнеспособное потомство, а равно и продолжить род свой, весьма проблематично. С другой стороны тоже Священное Писание указывает на то, что женщины не только равны с мужчиной в духовном плане, но иногда более сильны и стойки в Вере. И пример этому, прежде всего сама Святая Дева Мария, Принепорочная Мать Иисуса Христа, которой явился Архангел Гавриил и возвестил о Непрочном Зачатии, от Нее и Духа Святого воплотился Сын Божий Господь Иисус Христос и ее почитали и почитают не только на Земле но и Ангелы небесные.

111830530_3925311_Blagoveshenie

Сказано: «Ангел, войдя к Ней, сказал; радуйся, Благодатная, Господь с Тобой; благословенна Ты между женами» (Лук. 1, 28).  Далее идут Жены Мироносицы, вспомните – когда Иисуса арестовали  и повели на суд и казнь все ученики Его разбежались и предали его. Сам Симон-Петр трижды в течение ночи отрекся от Него, испугавшись за свою жизнь. Все кроме Фомы и жен Мироносиц. Они вместе прошли  Ним путь до Голгофы и были свидетелями Его страданий и смерти, не убоявшись толпы и властей. Но и Фома потом усомнился в Воскрешении Христа: «Другие ученики сказали ему (Фоме): мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). И только Пресвятая Мать Его и Жены Мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сыновЗеведевых Иакова и Иоанна),  Иоанна (жена Хузы), не увидев Его Тела во гробе,  увидав только Ангела Господня и услышав от него Благую Весть о Воскрешении ни на йоту не усомнились и упорно проповедовали об этом, пока сам Господь не убедил своих учеников в Своем Воскрешении. Далее история дает нам яркие примеры стойкости женщин в Христовой Вере.

1369999784_1-bessmertie-ljubvi86579415_34

Это Вера, Надежда, Любовь и Матерь их София, целый сонм великомучениц,равноапостольные  Царица Елена ( мать Константина Великого), Нина Грузинская, Княгиня Ольга Киевская, Ефросинья Полоцкая, София Слуцкая список можно и продолжать и продолжать. Именно на фоне этого почитания святых женщин и утвердилось отношение казаков к женщинам как равным существам ибо сказано: «Нет уже иудея, ни язычника, нет мужеского пола,ни женского ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 28) .
Отношение было же такое: казаку обычаем предписывалось относиться к любой женщине как к свей сестре, а если женщина пожилая, то как к матери. Разговаривая с женщиной казак должен стоять, а если женщина пожилая – при разговоре должен снять шапку.  Девушки сироты находились под покровительством Атамана, и он отвечал за них перед Богом и людьми, как будто был их отец. Принуждать девушку или женщину к замужеству или близости силой считалось позором, виновного казака строго наказывали, могли и убить. Все это касалось и не только казачек, но и иногородних женщин и ясырок. Кстати к жене из иногородних и ясырок казаку предписывалось относиться как можно предупредительней и с возможно большим тактом, ибо они не знали уклада жизни казаков.
Здесь уместно рассказать о казачьих обычаях по отношению к браку. В плоть до XVIII века в казачьих землях существовал интересный брачный обычай. Казаки не венчались, а заключали брак на майдане на Кругу. Казак на кругу выводил на майдан полюбившуюся девушку (незамужнюю женщину) и объявлял всем, что она ему люба, после чего старики проводили с ними беседу, расспрашивали, особливо избранницу и оценивали, достойный ли выбор одобряли или нет. Нет, значит, нет, если старики соглашались, Круг говорил «Любо», главный старейшина вел молодых к ракитовому кусту, почитаемому казаками, обводил их три раза вокруг него под обрядовые песни и после этого считали казака мужем, его избранницу женой и играли свадьбу.
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось, согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко. В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью.Из колонны выехал казак и срубил его.Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи.
Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.
В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».
Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Untitled-19
Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным. Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности. Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной — «сестра», к младшей — «дочка» (внучка). К жене – индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.
Казаки всегда жили в состоянии войны или в скором ожидании ее. Так уж распорядился Господь, но соседи казаков всегда были весьма воинственны, да и сами казаки не миролюбивый народ, на обиду всегда могли (и могут) достойно ответить – казаки народ воинский.  Как следствие частые походы и весьма далекие. Казачьи ватаги ходили на татар, турок, ляхов, нанимались на службу купцам, монархам. Часто приходя в родные места, они находили лишь пепелище. Городки, станицы разграблены, жители убиты или уведены в рабство. И приходилось начинать все заново. В этих условиях женщина приобретала большую ценность и из походов молодые казаки часто приводили живую добычу – ясырь, в основном женщин. Их брали в жены. Причем законы казаков предписывали к ним относиться с возможно большим тактом, ибо они не знали уклада жизни казаков.  И женщина приобретала поистине великую ценность. Но в свете, выше сказанного, отношение было всегда подчеркнуто уважительное.
Именно по причине столь не спокойного уклада своей жизни, и даже некоторой неопределенности в своей судьбе, у казаков  всегда издревле существовал развод.  Развод в допетровское время на Дону производился так же просто, как и женитьба. Если казак, по каким-то причинам уже не нуждался больше в супруге, он вел ее на войсковой Круг, где в присутствии своих сотоварищей говорил:
— Друзья! Верные товарищи мои казаки! Я некоторое время имел жену Катерину, она была мне услужливой и верной женой, но теперь она мне больше не жена, а я ей не муж! Кто из вас ее желает, пусть возьмет ее в жены. Мне ноне все едино…
После таких слов казак снимал свою руку, и недавняя супруга становилась чужой женщиной, разведенкой. Любой из присутствующих на Кругу казаков, что часто и случалось, мог тут же взять ее в жены. Для этого было достаточно только прикрыть ее полой своего кафтана, снимая позор развода, и произнести полагающиеся в подобном случае слова.
Делалось это по разным причинам. Одна из таких причин та, что казак уходил на войну и не мог рассчитывать на возвращение. Он мог быть убитым или плененным, а сведений  точных возможно ни кто не даст, и не хотел обременять женщину многолетним, а может и вечным, ожиданием, возможно жизнь не складывалась, а еще одна из причин – это вступление казака в такие общества, как Запорожская Сечь или Главное Войско Донское, которое давало казаку большие возможности и повышало его авторитет и положение, с другой стороны ставило перед казаком условия, а именно отказ от своего родового имени и обет безбрачия, кроме того казак при вступлении должен быть не женат.  Напомню, что Запорожская Сечь была создана Байдой князем Дмитрием Вишневецким и в основу устава лег устав Афонского монастыря, потому и не допускались туда женщины.
Положение изменилось после Петра Первого, когда казаки стали заниматься хлебопашеством, а соседние народы ногаи, татары и др. стали замиряться.  Прекратились набеги на станицы и хутора, было введено церковное венчание. Жизнь, в общем, стала более спокойная. Правда казаки несли службу в казачьих и др. частях Российской армии и в случае войны должны в любое время выйти в поход всем способным на это мужским населением. Некоторые казачьи семьи переселялись на оборонительные линии на границу Империи, где до спокойствия было очень далеко.  Здесь стала, провялятся и другая черта казака верность своей семье и дому, но не в ущерб службе, которая почиталась превыше всего. Казак не принадлежал себе, а принадлежал Господу Богу и Отечеству и им служил с самого рождения, до последнего вздоха. Так считали казаки. И понятно, что эту мысль эти понятия вкладывались в голову казака, прежде всего матерью, женщиной, которая родила, вскормила и воспитала казака.  По-прежнему в казачьем обществе было много вдов, ибо воинское дело такое. И казаки, воспитанные в таких семьях тем ни менее не становились «маменькиными сынками». Конечно, весь уклад жизни в казачьем обществе воспитывал казака и в этом принимали участие и старики и все общество и родня казака (дед, дядья т.д.), но именно мать с самого рождения вкладывала в сознание будущего воина фундамент для дальнейшего воспитания. А ведь бывало, что и приходилось, как встарь отбиваться от врагов и брать в руки оружие.  Один из примеров это оборона Моздокской крепости в 1774 г., когда маленькому гарнизону пришлось отбиваться от турецкого корпуса, который поддерживали многочисленные горские отряды. Вот как  описывается это событие.  11 июня был Духов день. Оставшиеся в Науре казаки со своими семьями и не занятые на службе солдаты во главе с полковником Савельевым находились в церкви. Вдруг со стороны пикетов прогремели выстрелы. Уже спустя полчаса станица была окружена восьмитысячным войском. Полковник  Савельев, опытный, закаленный в военных походах офицер, еще за несколько дней до нападения приказал обнести поселение большим валом с колючим терновником, разместить на нем редут и четыре орудия, а также укрепить ров рогатинами. Когда началась атака, Савельев лично руководил обороной. На подмогу небольшому числу солдат и казаков, не успев переодеть праздничные сарафаны и платья, на вал,вооружившись серпами, вилами и косами, высыпали казачки. Крупная, седовласая, с морщинистым, перепачканным углем и сажею лицом, Федотья напоминала былинную ведьму. Пока полковник Савельев руководил казаками и солдатами, Федотья повела «бабью рать» с косами и серпами на вал, другим приказала перетаскивать на место, где усиливался натиск врага, чугунные пушки. Не боясь свиста пуль и гиканья нападавших, рядом со старыми, закаленными воинами сражались женщины, нередко вступая даже в рукопашную схватку. В один момент враг почти прорвал оборону. Через ров полезли горцы. Положение спасла молодая казачка. Кинувшись на врага с косой, она перерезала одному из нападавших горло, отобрала ружье и немедля открыла огонь по узкому проходу, куда рвался неприятель. Двенадцать часов шел бой.
Во время Гражданской войны казачки тоже брали в руки оружие и сражались, защищая свои семьи.

i (31)
И наконец, пример не столь далекий. В 1942 г. был сформирован Добровольческий казачий кавалерийский корпус, который стал известен, потом как 4 КККК им командовали сначала Кириченко, а потом Плиев.  В бою под станицей Кущевской этот корпус полностью разгромил два горнострелковых полка Вермахта, а один, «Зеленая роза», был вырезан полностью.  Корпус был сформирован из казаков добровольцев, но в большинстве это были казаки нестроевых возрастов (к тому времени почти все казаки строевых возрастов были уже призваны в РККА), а именно мальчишки от 13 до 17 лет, старики от 60 до 80 лет и женщины казачки в возрасте от 14 до 50 лет. И поверьте, что женщины там были не только санинструкторами и связистками, но на равных с мужчинами воевали бойцами сабельных эскадронов, артиллеристами, разведчиками, пулеметчиками, снайперами, саперами, даже танкистами. И 4 Кубанский казачий кав. корпус  был не единственным.

i (11)i (27)i (30)
Вот получается такой женский вопрос по-казачьи. И для казака бабы, простите, женщины, получается далеко не последнее дело. Просто у каждого, и у мужчины-казака, и у женщины-казачки, свое предназначение и свое служение.
Евгений Макаренко.


Источник: http://makarenko.by/zhenskij-vopros-po-kazachi-ili-otnoshenie-k-zhenshhinam-v-kazachem-obshhestve/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Права пациента / Права граждан в области охраны здоровья - Отношение крестьян ноздрева



Пренебрежительное отношение к обязанностям Пренебрежительное отношение к обязанностям Пренебрежительное отношение к обязанностям Пренебрежительное отношение к обязанностям Пренебрежительное отношение к обязанностям Пренебрежительное отношение к обязанностям Пренебрежительное отношение к обязанностям Пренебрежительное отношение к обязанностям